Оценка бизнеса

При оценке бизнеса предприятие рассматривается как комплекс всех видов имущества, предназначенного для его деятельности и прав на него. В состав имущественного комплекса предприятия включаются следующие виды имущества: недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки); транспортные средства, машины и оборудование, сырье, продукция, инвентарь, имущественные обязательства, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности (лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, знаки обслуживания, фирменные наименования).

При оценке стоимости бизнеса принимается во внимание тот факт, что предприятие является хозяйствующим субъектом, в результате чего при определении его стоимости учитывается наличие юридических прав.

Оценивая бизнес действующего предприятия, оценщик определяет стоимость двух составляющих: имущественного комплекса и эффективности создания и прироста стоимости в рамках предприятия.

Как у любого товара, бизнес обладает свойством полезности для потенциального покупателя. Бизнес, прежде всего, должен приносить доход собственнику. И, чем больше предприятие удовлетворяет потребности собственника, тем выше его стоимость. Полезность бизнеса и затраты, необходимые для его существования, в совокупности составляют величину, являющуюся основой рыночной стоимости.

При оценке стоимости бизнеса возможно применение трех подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного.

Каждый из подходов включает методы, выбор и применение которых определяется оценщиком.

Затратный подход к оценке стоимости бизнеса включает следующие основные методы: метод стоимости чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

В рамках сравнительного подхода при оценке бизнеса наиболее часто используют четыре метода оценки: метод компании-аналога (метод рынка капитала), метод сравнения продаж (метод сделок), метод отраслевых коэффициентов,  метод статистического моделирования.

Доходный подход оценки бизнеса действующего предприятия традиционно имеет решающее значение при оценке любого бизнеса и включает методы оценки: метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации прибыли.

После определения стоимости бизнеса каждым из возможных методов оценки в рамках подходов производится согласование стоимости объекта оценки с учетом особенностей и влияния на величину итоговой стоимости объекта оценки. Стоимость, определенная по результатам согласования, является рыночной.

Минимальная стоимость услуг по оценке бизнеса составляет 50 000 руб. и зависит от размера предприятия.